Полет на вертолете в случае «выпадания» лопасти несущего винта из общего конуса вращения

Для существующих вертолетов, у которых углы отклонения автоматов перекоса в поперечном направлении приблизительно равны 3—4°, а передаточные числа от наклона кольца автомата перекоса к наклону силы тяги несущего винта приблизительно равны 1,5, углы крена вертолета в 4,5—6° достаточны для его опрокидывания набок при попытке взлета.

При эксплуатации одновинтовых вертолетов на некоторых из них во время полетов наблюдалось явление «выпадания» лопасти несущего винта из общего конуса вращения, что сопровождалось сильной тряской вертолета и вождением ручки управления. «Выпадание» лопасти принято называть «размывом» конуса вращения несущего винта. Было установлено, что причиной «размыва» конуса вращения и сильной тряски вертолета, кроме разбалансированности несущего винта, может быть флаттер лопастей, возникающий в результате нарушения поперечной центровки лопасти.

Смещение поперечной центровки лопасти назад от допустимого предела может происходить при ремонте лакокрасочного покрытия и обшивки лопасти, а также в процессе эксплуатации, особенно тогда, когда лопасти эксплуатируются в условиях повышенной влажности. Усугубляющим в последнем случае фактором является закупорка дренажных отверстий лопасти из-за засорения дренажных отверстий происходит скопление влаги внутри лопасти у ее задней кромки, что отодвигает поперечную центровку лопасти назад и тем самым вызывает флаттер.

Для избегания явления флаттера после продолжительного дождя, перед тем как выпустить вертолет в полет, нужно просушить лопасти несущего винта путем запуска двигателя и включения трансмиссии. Во время работы несущего винта (при выключенной гидросистеме) необходимо следить за вождением ручки управления. В случаях смещения поперечной центровки лопасти назад из-за попадания влаги это вождение в начале работы несущего винта будет ощутимым, а затем уменьшится и войдет в норму.

Категория: Эксплуатация вертолетов |

Комментарии

Комментирование закрыто.