Определение необходимых величин отклонения ручки

Для определения необходимых величин отклонения ручки циклического шага влево разберем конкретный пример для вертолета Ми-4.

Предположим, что взлет производится при весе вертолета G = 5700 кг, на оборотах двигателя гдв =1900 об/мин по прибору и шаге несущего винта 6,5—7° (коррекция газа введена не полностью).

При этих условиях определим, насколько нужно отклонить ручку циклического шага влево, чтобы вертолет опрокинулся набок. Величина отклонения ручки циклического шага находится из уравнения, выражающего сумму моментов сил относительно главного колеса (хотя на самом деле нужно рассматривать моменты не относительно колеса, а относительно линии, проходящей через точки касания с землей главного и переднего колес; но с достаточной точностью, учитывая простоту расчета, можно брать и относительно колеса).

Опрокидыванию вертолета может способствовать ветер, если он дует справа в направлении действия силы тяги рулевого винта, а также установка «триммера» поперечного управления в положение влево от нейтрального. Поэтому перед взлетом особое внимание обращают на положение поперечного «триммера», оценивают направление ветра и только после этого взлетают, удерживая рулями вертолет в нормальном положении.

При взлете следует плавно работать рычагом «шаг — газ», чтобы обеспечить соответствие оборотов несущего винта наддуву двигателя. Как известно, на вертолетах объединено управление наддувом двигателя и шагом лопастей несущего винта. Это управление осуществляется рычагом «шаг — газ», при действии которым соответственно шагу лопастей несущего винта устанавливается нужный наддув двигателя. Но двигатель выходит на нужный режим и лопасти несущего винта переходят на новый шаг в течение определенного времени. Для двигателя это время характеризуется приемистостью и зависит от конструкции двигателя. Обычно приемистость замеряется при разгоне двигателя с оборотов малого газа до номинальных. Это время для существующих поршневых типов двигателей, устанавливаемых на вертолеты, равно 5—8 сек. Изменение же шага лопастей несущего винта зависит от того, насколько энергично летчик действует рычагом «шаг — газ», и может быть произведено летчиком значительно быстрее, чем разгоняется двигатель от оборотов малого газа до номинальных, например за 1—2 сек, а в некоторых случаях еще быстрее.

Категория: Эксплуатация вертолетов |

Комментарии

Комментирование закрыто.