Висение вертолета

Висение вертолета, как правило, выполняется против ветра. Вертолеты несимметричной схемы — одновинтовые—при отрыве имеют тенденцию к развороту и крену. Так, вертолет Ми-4 при отрыве стремится развернуться и накрениться влево. Такое поведение вертолета становится ясным из рассмотрения действующих на него в горизонтальной плоскости сил и моментов (рис. 67). При взятии рычага «шаг — газ» на себя увеличивается реактивный момент несущего винта, который стремится развернуть вертолет влево. Парируется этот момент дачей правой педали, вследствие чего лопасти рулевого винта устанавливаются на больший угол и увеличивается сила тяги рулевого винта.

Но возросшая сила тяги рулевого винта не только уравновешивает реактивный момент несущего винта, но и стремится накренить вертолет влево. Для ее уравновешивания требуется отклонить ручку управления вправо. Такая взаимозависимость движений вертолета создает значительные трудности при его отрыве от земли и требует от летчика точных, плавных и координированных действий. В противном случае балансировка вертолета нарушается настолько быстро, что невозможно удержать его в нормальном положении.

Некоординированные действия летчика могут приводить к опрокидыванию вертолета при попытке оторвать его от земли в момент перехода на режим висения. Опрокидывание происходит настолько быстро, что летчик не успевает исправить допущенную ошибку. Наиболее подвержены опрокидыванию в указанном случае тяжелые вертолеты, имеющие большую инерцию, например вертолет Ми-4.

Для уяснения физической сущности явлений, происходящих при взлете на вертолете Ми-4, представим себе этот вертолет стоящим нормально на земле с работающей трансмиссией.

Категория: Эксплуатация вертолетов |

Комментарии

Комментирование закрыто.